Мнение исполнительного директора АСН об изменениях в Жилищный кодекс Республики Беларусь
На сегодняшний день мы находимся накануне внесения очередных изменений в Жилищный кодекс Республики Беларусь. Мероприятие значимое, если учесть, в 10,5 тысяч товариществ собственников и жилищных кооперативах проживает более 2 миллионов жителей, а это, между прочим, каждый пятый гражданин нашей страны. В новой редакции много новшеств, которые вызвали неоднозначную реакцию, особенно среди председателей ТС, ЖСПК. Давайте разберемся почему.
На мой взгляд любое изменение в нормативно-правовые акты должно приводить к улучшению деятельности сторон, принимающих участие в реализации этого закона. В данной ситуации я бы разделил всех участников на 3 категории: 1 – государство в лице районных и городских администраций, структур ЖКХ, 2 – председатели ТС, ЖСПК и 3 – члены товариществ и кооперативов.
Устанавливая принцип «один дом – один председатель» государство снижает количество жалоб на работу председателей, поскольку они смогут уделить больше времени одному дому. При этом уровень дохода председателей падает, следовательно, оставшиеся председатели начнут увеличивать свою зарплату, что повысит расходы жителей этого дома.
Упрощая процесс освобождения председателей от управления общим имуществом и назначения уполномоченных лиц, государство повышает управляемость проблемными домами. При этом председатели, лишенные аккредитации становятся безработными, а жители таких домов никак не получают улучшения качества обслуживания, поскольку уполномоченные лица, как правило, назначаются номинально, общие собрания они не проводят, перед жильцами не отчитываются и дом погружается в еще больший хаос.
Отчисления на капитальный ремонт планируется переводить на специальный счет, где они будут аккумулироваться и в дальнейшем распределяться местной администрацией. При этом государство получает возможность распределять денежные средства между домами при капитальном ремонте и будут исключены факты нецелевого использования средств. Председатели и собственники вряд ли ощутят на себе это новшество, а вот местные администрации могут столкнуться с ситуацией, когда дом перечислит в качестве отчислений 10-15 тысяч рублей, а обратится за суммой на капремонт какой-либо конструкции в 50-60 тысяч.
Учитывая техническое состояние даже сравнительно «молодых» домов, такая практика может привести к финансовой несостоятельности этой новации, то есть ни один из 3-х участников законодательной инициативы не выиграет.
Относительно профессионализации управления общим имуществом, государство с одной стороны получает более качественное и безопасное обслуживание жилого фонда, однако учитывая российский опыт, с другой стороны получит рост жалоб на работу управляющих компаний. В нашей стране уже проводится похожий эксперимент в микрорайоне «Маяк Минска» и общение с жителями этого района показывает, что у населения больше негативных оценок, чем позитивных.
Что касается аттестации ТС, ЖСПК, получения аттестата соответствия (фактически лицензии) для продолжения самообслуживания в условиях нового законодательства, то 80% председателей не представляет, как это реализовать. Но все прекрасно понимают, что это неизбежно приведет к значительным финансовым расходам (около 10 тысяч рублей разово и до 2 тысяч рублей ежегодно), которые лягут на плечи собственников в виде дополнительных расходов.
Если подвести итог четырех обозначенных выше новаций в Жилищном кодексе и взяв в качестве критерия «улучшение деятельности» получается, что государство получает 4 балла с 2 негативными последствиями, председатели – 0 баллов с 3 негативными последствиями, а жители – 0 баллов с 4 негативными последствиями.
Таким образом в ходе дальнейших шагов по обсуждению законопроекта необходимо предусмотреть механизм устранения негативных последствий, при сохранении положительных моментов.
Исполнительный директор Ассоциации собственников недвижимости (АСН)
Бычков Сергей Николаевич