Что за магия такая?
Владимир Новосяд – членам правительства
В связи с событиями последних трех недель как-то все забыли, что наступает осень. Следовательно, идет подготовка к осенне-зимнему периоду. Митинги митингами, но коммуналка обязана работать при любой власти и любой общественно-политической ситуации в стране. Как говорится, без воды и не туды, и не сюды. Людям и предприятиям, фирмам всегда нужны свет, вода, тепло и канализация.
И здесь возникает вопрос двойных стандартов в сфере тарифной политики по отношению к предприятиям. Ранее, когда все было хорошо, мало кто обращал внимание на их размер, а если и обращал, то с этим мирились. COVID-19 все изменил. Предприятия, особенно в сфере обслуживания, пострадали и продолжают нести убытки. Понятно, что бизнес – дело собственное, а государство, не имея денег, не в состоянии поддержать дотациями, налоговыми каникулами, отсрочками по кредитам, но зачем гробить?
Предприятия частной формой собственности платят за коммунальные услуги дважды в месяц. Первый раз – по факту, второй – аванс исходя из предыдущего потребления. Причем счета привязаны к курсу доллара.
Вот коронавируса в стране нет, или он все-таки есть? У частного предприятия посетителей (потребителей) ноль, налоги никто не отменял, а тут приходит счет на оплату электро-, тепло- и водоснабжения. Особенно интересна ситуация с электроэнергией. Во-первых, тариф на электроэнергию для предприятий в два раза выше, чем для бытовых потребителей. Во-вторых, тариф привязан к курсу доллара. Как вам такое? Посетителей нет, курс в полете, а вам счет по курсу в два раза выше. Получается, работаешь меньше, выручка никакая, а платежи растут. Это нормально?
Раньше как было? Бытовые потребители платили 40-60% «экономически обоснованного» тарифа за электроэнергию. Пониженный тариф (а не дотируемый) для бытовых потребителей еще как-то объяснял повышенный тариф для предприятий. Это называется перекрестное финансирование. Но вот с этого года бытовые потребители платят за электроэнергию 100% «экономически обоснованного» тарифа. Тогда почему коммерческие организации платят в два раза больше? И выходит, что бизнес ложится, предприятия закрываются, рабочие места сокращаются, в обществе нарастает социальная напряженность.
Да и бытовые потребители фактически платят более 100% «экономически обоснованного» тарифа (и всегда платили). Почему так? Да очень просто. Предприятия платежи за коммунальные услуги вносят в затраты на производство товаров или услуг. А все затраты включаются в себестоимость и, следовательно, в цену товара (услуги).
Еще очень интересный вопрос: что такое «экономически обоснованный» тариф? Особенно в свете того, что у нас производство и продажа электроэнергии – государственная монополия, красиво названная естественной. Хотелось бы разобраться, из чего состоит «экономически обоснованный» тариф. Чем и как он обосновывается. И кем рассчитана. Что за магия такая? Может, ответите, члены правительства, разъясните ситуацию?