… страна ушла, а ощущение осталось
Развал Советского Союза послужил поводом для различного рода афер, одна из наиболее показательных случилась в жилищно-коммунальной сфере. Главные аферисты — советские чиновники, которые хорошо знали, где что плохо лежало. Жертвами всей этой истории стали жители кооперативных домов, которые с 1976 го- да отчисляли на спецсчет Жилсоцбанка СССР средства на проведение капитального ремонта. С учетом того, что согласно постановлению Совета Министров БССР годовые отчисления составляли 1,1% от балансовой стоимости квартиры, а в Беларуси на тот момент было свыше 5 тысяч домов кооперативной формы собственности, за 25 лет на счетах собралась приличная сумма. Как минимум до 1990 года этот счет был неприкосновенен, средства жестко контролировались Госбанком, но в один день все эти накопления исчезли так же внезапно, как и сама страна.
Поначалу жильцы даже не догадывались о существовании проблемы: они были уверены, что дома отремонтируют. Но когда их жилища постепенно стали приходить в упадок, а государство занималось капитальным ремонтом зданий, не входящих в состав кооперативов, многие насторожились. И когда они стали обращаться в соответствующие инстанции, ответ был лаконичным: нет страны — нет ваших денег. Любая попытка выяснить пути отчуждения кровно заработанных заканчивалась Бермудским треугольником: за какую нить ни потяни — все внезапно обрывались.
Я в тот момент был депутатом, и люди за правдой пришли ко мне. Мы начали разбираться, я использовал такой инструмент, как депутатский запрос, и когда ситуация стала постепенно проясняться, стало немного не по себе. Выяснилось, что при развале СССР и преобразовании банковской системы все накопления жилищно-строительных кооперативов были переведены без согласия владельцев в уставные фонды коммерческих банков Беларуси. Но многие документы, подтверждающие это, были уничтожены, что значительно затрудняло поиск денег. В результате названия банков все же удалось установить (кто-то из тех структур лопнул, кто-то объединился, кто-то успешно существовал), после чего я понял, что при продолжении расследования депутатом мне уже не быть. Но и останавливаться на полпути тоже было неправильно.
В итоге мы сформулировали несколько ключевых вопросов: что предпринимает правительство, в частности Нацбанк, для возврата вкладов владельцам? в какие сроки возможен полный возврат? В результате люди получили не деньги, а решение собранной по этому поводу спецкомиссии. Как можно догадаться, это был своеобразный бартер: кооперативные дома на равных условиях со всеми остальными были включены в общую очередь на капитальный ремонт, на их восстановление ежегодно должно было уходить не менее 3–5% финансовых ресурсов от общих средств в сфере ЖКХ. Из-за отсутствия альтернативы пришлось согласиться, но для ностальгирующих по советскому прошлому — тех, кто был уверен, что их деньги пропали исключительно из-за смены политического строя, это был очередной повод возмутиться: такую страну развалили!