ЖКХ Беларуси: про тепло и деньги
Для горожан, живущих в своих квартирах теплая вода и отопление есть обыденность, мы не задумываемся о технологии, стоимости и экологии существующей системы централизованного теплоснабжения жилых зданий в Республике Беларусь. Между тем рост агломераций и постоянно увеличивающееся городское населения требуют внедрение новых экологических стандартов и технологий в этой сфере.
Согласно данным Национального статистического комитета население Республики Беларусь потребляет 41,7% тепловой энергии. С учётом того, что «бытовка» вообще забирает на себя примерно 70% условного топлива, актуален вопрос повышения эффективности системы теплоснабжения. Система теплоснабжения Беларуси состоит из трех элементов: производство, транспортировка, потребление и учет тепловой энергии. Каждый из этих элементов является отдельным объектом энергосбережения. Любой сбой сокращает срок эксплуатации системы в целом, увеличивает затраты на ремонт, повышает социальную напряжённость в обществе. Тому подтверждения последние массовые аварии в Минске.
Система производства тепловой энергии для жилых зданий
В отличии от Европейских стран, большинство тепловой энергии В Республике Беларусь вырабатывается центральной системой теплоснабжения. По данным Национального статистического комитета более 47% всей тепловой энергии вырабатывается на ТЭЦ общего пользования. Остальное производят на 24 500 котельных из которых 550 (КПД 90%) производят 24% тепловой энергии. Остальные 23950 (КПД менее 80%) производят 29% тепловой энергии. Такое положение дел приводит к значительным потерям топлива в масштабах республики.
Эксперты отмечают, что с точки зрения соотношения цены и качества выгодней развития ТЭЦ, так как они производят тепло и электроэнергию одновременно. Для производства энергии на ТЭЦ может быть использованы различные виды топлива (биомассу и отходы, солнечная энергия). Они дешевле в эксплуатации, потребляют меньше топлива. Однако общемировая тенденция требует комплексного подхода сбережения природных ресурсов, что делает необходимым более активного включения в этот процесс потребителя.
Вывод: Министерством энергетики Республики Беларусь разработана концепция развития теплоснабжения в 2010 году на 10 лет. Сейчас на дворе 2021 год, что само по себе требует подведение итогов и нового видения перспектив с учётом окончания строительства Островецкой АЭС.
Системы транспортировки тепловой энергии до жилых зданий
Произвести мало, важно осуществить транспортировку и распределение тепла до потребителя. Транспортировка и распределение осуществляется посредством магистральных и внутриквартальных тепловых сетей, насосных станций и тепловых сетей, центральных и индивидуальных тепловых пунктов. На сколько эффективна эта система, свидетельствует тот факт, что до потребителя доходит 25% от общего объёма произведённой теплоэнергии. Согласно экспертам, мы теряем до 25% при транспортировке и до 50% при эксплуатации ЖКС. И хотя в целом по стране, ежегодно с применением ПИ-труб осуществляется замена 700-800 км тепловых сетей, что позволяет снизить теплопотери в сетях до 12-14%, темпы такой работы явно недостаточны.
Вывод: Цифры потерь свидетельствуют о необходимости коренного изменения приоритетов финансирования по замене и модернизации всей системы транспортировки и доставки к потребителю теплоносителя при составлении бюджета отрасли. В условиях бюджетного недофинансирования отрасли, имеет смысл внедрить новые стандарты качества при приёмке новых объектов. Тем самым привлечь частные инвестиции и постепенно внедрить новые стандарты повсеместно.
Учет расхода тепловой энергии жилых зданий
Доля расходуемых энергоресурсов на отопление зданий составляет более 35% топливно-энергетического баланса Беларуси. В связи с этим, без привлечения средств собственника данную проблему решить не представляется возможным. Опыт соседних стран свидетельствует что объединение интереса собственника с государством даёт хорошие результаты с обоюдной выгодой.
Объединение средств собственника и новых технологий позволит снизить основные составляющие общих расходов теплоты зданий, позволит наладить учёт контроль потребления тепловой энергии. Однако все усилия будут тщетны, пока в отрасли останется перекрёстное субсидирование, отсутствие прозрачной тарифной политики. Государство в этой ситуации как менеджер, просто обязано создать условия, при которых собственник будет заинтересован в экономном расходовании теплоэнергии.
Заключение
Роль государства в этом процессе очевидно – менеджер, регулятор. Именно власть обязана обозначить правила игры на рынке исходя из общих интересов для общего блага. Объединить интересы собственника с интересами государства. В условиях жёсткой экономической конкуренции и истощения природных ресурсов, постоянном росте цен на них. Мы просто обязаны в кратчайшие сроки изменить свое отношение к коммунальной сфере, открыть рынок для новых технологий и новаций. Это вопрос уже не цены. Это вопрос экономической безопасности.
Владимир Новосяд
Директор EPV